Блог xyz school

Как снять фильм в замкнутом пространстве: 5 вариантов

Советы для режиссёров в изоляции.

Автор: Николай Кубрак

Из-за карантина мы все оказались заперты в своих домах и квартирах. За этот период можно освоить какой-нибудь навык, прочитать множество книг и пройти десятки игр. А можно осмелиться и на что-нибудь более масштабное —например, снять фильм.

Для эффектного и запоминающего кино порой достаточно пространства одной комнаты, одного-двух актёров и минимума съёмочной аппаратуры. Подтверждение тому— примеры, о которых мы расскажем ниже.
Вариант 1: Поэкспериментируйте со скринлайф-фильмами

Самый очевидный и минималистичный вариант. Нужен только компьютер, определённое количество программ и талантливый сценарий. Производственный процесс очень быстрый: кастинг, по словам изобретателя жанра Тимура Бекмамбетова, обычно проводится по скайпу, а съёмки занимают от пяти до девяти дней. В период пика популярности сервиса Zoom и всеобщего перехода на удалёнку, скринлайф легко может стать новым трендом и открыть новые горизонты в кино.

Формат не требует каких-то невероятных навыков и крупного бюджета. Всё держится на истории, которая должна постоянно удерживать внимание зрителей и быть детальной — на уровне сценария прописывают все движения мышки и всплывающие окна. Если «Профиль» основан на книге и нашумевшем журналистском расследовании, то «Убрать из друзей» – это дебютный сценарий. Бекмамбетов давно открыл конкурс сценариев для скринлайф-фильмов, поэтому шанс есть у каждого. Главное, чтобы не получилось как со «Взломать блогеров».
Идея снять фильм в карантине тоже уже реализована студией «Базелевс». Буквально вчера Бекмамбетов сообщил, что скоро состоится премьера короткометражки «Удалёнка», которая рассказывает об испорченном рабочем совещании в Zoom. «Удалёнка» победила в конкурсе фильмов о виртуальной жизни людей в условиях пандемии «Истории карантина», который несколько недель назад запустил продюсер.

Главная сложность таких съёмок — это рекордеры, с помощью которых делается запись. Все доступные варианты записывают просто плоскую картинку, — а этого для кино с нагромождением окон на экране недостаточно: можно легко ошибиться с тем же положение курсора или очерёдностью действий. Поэтому перед съёмками «Убрать из друзей» компания «Базелевс» два года разрабатывала рекордер, который будет записывать не видео, а код, который его создаёт. Благодаря этому на монтаже можно не только видоизменять и передвигать любую часть экрана, но также делать всё кликабельным — простой зритель может прямо во время просмотра изучить соцсети и сайты, которые открывает герой. Операторов на площадке тоже нет — лицо перед экраном снимают непосредственно с камеры этого устройства, а эпизоды экшн-сцен создают заранее.

Тимур Бекмамбетов:

"Законы повествования мы не меняли. Думаю, в этом как раз секрет нашего успеха. Мы пришли из традиционного кино, и нам хватило храбрости просто отбросить всё, что мы знали в смысле формы. Но при этом все мы — я, режиссёры и сценаристы, которые делали эти фильмы — смогли наш опыт рассказа историй облачить в новый костюмчик, который мы пошили. Это и есть секрет."

Источник
Вариант 2: Придумайте крутую концепцию и пропишите персонажей

Если говорить о классической технологии кино, то здесь тоже всё упирается в сюжет. Самая сложная задача фильмов, которые происходят в одной локации и включают минимум персонажей, — удержание зрительского внимания. Самый простой путь — двигаться с помощью уже существующих методов и ориентироваться на театральные постановки.

При должном таланте и грамотном планировании этот способ всегда отлично работает. Например, шоураннер «Мистера Робота» Сэм Эсмейл неслучайно снял ключевой седьмой эпизод четвёртого сезона с важнейшим твистом в формате классического теле-спектакля. Замкнутое пространство, ощутимая угроза внутри и проработанные диалоги заставляют зрителей воспринимать информацию внимательнее. В итоге именно этот эпизод стал любимым у зрителей за все четыре сезона и долго занимал первое место в топе лучших серий всех сериалов на IMDb.
Но у Эсмейла перед этой серией было три с половиной сезона на раскрытие персонажей и вселенной. Режиссёрам камерных фильмов приходится сложнее, потому что им в короткий срок приходится раскрывать не только окружающий мир и характеры героев, но также создать интригу, которая будет держать зрителя в напряжении.

Относительно просто это сделать в случае хорроров или триллеров о том, как группа людей оказался в ловушке. Набор инструментов и клише создан ещё в 60-х (например, «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро), а пять-семь персонажей только за счёт взаимодействия делают фильм богаче на события, чем повествование об одном или двух героях.

Если в фильме минимум действующих лиц, то принципиально важно максимально углубить и как можно подробнее описать их характеры. Зритель должен знать, как герой поведёт себя в той или иной ситуации. Для создания саспенса, как правило, используется некая сила — будь то осаждающие жилище монстры, постапокалипсис за окном или метафизический страх чего-либо.

Любые изменения помогают сместить фокус и привнести новую энергию в происходящее на экране. Поэтому очень важно насытить пространство деталями, которые можно показать в любой момент фильма с новой стороны — как, например, кофейник в «Омерзительной восьмёрке».
Именно поэтому не стоит демонстрировать зрителю место действия полностью и подробно в первые минуты фильма — иначе исчезнет интрига. Чтобы выстроить саспенс, нужно предварительно спланировать расположение всех вещей в комнате, движение персонажей и оператора.

Особенное мастерство — заинтересовать зрителя совсем уж аскетичным стилем, почти не используя визуальных ухищрений. В таких фильмах именно сценарий и театральность выходят на первый план. Яркие примеры подобных картин: экранизация пьесы Кормака Маккарти «Вечерний экспресс "Сансет Лимитед"» и фильм Луи Маля «Мой ужин с Андре». В первом случае повествование держится на сильной актёрской игре Томми Ли Джонса и Сэмюэла Л. Джексона, а также крепкой литературной основе и увлекательных философских монологах о важности человеческой жизни. К тому же, главная интрига озвучивается в самом начале и держится до финала — сможет ли простой бывший заключённый отговорить профессора от самоубийства?
Вариант 3: Сделайте акцент на клаустрофобии

В замкнутых камерных фильмах важная роль всегда отводится самому пространству, которое предстаёт ещё одним персонажем и внешней силой, которая психологически давит на героев. Чтобы подчеркнуть это, режиссёры усиливают клаустрофобическую атмосферу различными художественными средствами. Например, недавно мы рассказывали, как Роберт Эггерс с помощью почти квадратного кадра, оригинальных декораций и минимального освещения сделал эпизоды внутри маяка особенно некомфортными.
Простые и универсальные приёмы превращения локации в угрозу часто используются в хоррорах. Например, в «1408» номер отеля фактически становится главным антагонистом. Режиссёр подчёркивает предстоящую угрозу деталями: сначала зрителям подробно показывают интерьер, а затем меняют в нём незначительную деталь, отчего сразу возникает ощущение дискомфорта и присутствия чего-то паранормального.
Усилить напряжённую и клаустрофобическую атмосферу можно с помощью обрамлений и света, активно используя тени и слабое освещение. При таком эффекте и без того маленькое пространство кажется ещё более тесным.
Устрашающие декорации, нагнетающее освещение и мрачный сюжет помогают триллерам и хоррорам, вроде «Куба» или «Пилы», правильно преподнести тесное место, внутри которого происходит действие. Но как сделать более привычную и обыденную локацию страшной и некомфортной? На этот вопрос отвечает фильм «Комната» (2015).

Режиссёр Ленни Абрахамсон стремился в каждом кадре подчеркнуть тесноту пространства, в котором вынуждены находиться мать и сын. Из-за этого он отказался от привычной манеры снимать в декорациях, где можно убрать одну стену.

Каркас комнаты собрали из плиток размером 30 на 30 сантиметров, чтобы для каждого конкретного кадра можно было убрать всего одну и поместить в проём камеру, которая вместе с оператором располагалась снаружи. Это позволяло снимать всё помещение внутри, не нарушая при этом атмосферу.
Художники много работали, чтобы детализировать пространство комнаты и придать всему в ней истощённый и устаревший вид, который отражает внутреннее состояние матери и сына, оказавшихся в плену. Также неуютную и тревожную атмосферу помогает создавать звук:

Стив Фанаган, звукорежиссёр «Комнаты»:

"Все эти вещи немного сломаны, и поэтому они будут генерировать не совсем гладкие звуки. Мы думали о том, как всё будет звучать, если они будут немного ржавыми или изношенными. Поскольку вы находитесь в таком замкнутом пространстве и звуковая палитра ограничена, каждый звук, который вы слышите, должен иметь значение и ощущаться правильным с эмоциональной точки зрения в конкретный момент."

Источник
Быт внутри тесной комнаты в первой половине фильма не вгоняет зрителя в скуку ещё и благодаря простому приёму, который отлично нагнетает обстановку. Зритель знает, что главную героиню похитит насильник, но самого преступника показывают далеко не сразу. Чем дольше мы его не видим и чем больше узнаём о жизни героини и её сына, тем страшнее нам кажется образ её похитителя.

Вариант 4: Снимите историю об одном персонаже в тесном пространстве

Для хорошего кино может быть достаточно даже одного персонажа и одной локации. Вопрос лишь в том, какой будет история, и как вы собираетесь её снять. Такие дополнительные ограничения вынуждают подойти к съёмкам максимально ответственно: все необходимые мелочи необходимо продумать заранее — и освещение, и специфику аппаратуры, и все ракурсы. Не менее важна и география — у зрителя всегда должны быть определённые ориентиры, чтобы он мог прочувствовать общую атмосферу и некоторые сюжетные ходы.

Пространство не обязательно должно быть совсем уж тесным — главное, чтобы оно раскрывало персонажа и работало на историю. Но в таком случае дополнительная ответственность ложиться на актёра, который должен осилить захватывающий моноспектакль. Поэтому в таких случаях делают ставку не только на талантливого, но и на известного исполнителя, который «продаст» фильм.

Яркий пример — «Коллектор» с Константином Хабенским. Фильм постоянно держит в напряжении и удивляет даже без сложных декораций. Драматургия работает во многом из-за продуманной внешней силы — медиаскандала вокруг героя, психологического давления и толпы, собравшейся под его окнами — и реалистичной реакции персонажа на обстоятельства.

Ещё более сложная и отлично работающая на маркетинг проекта идея — снять фильм в пространстве, где это сделать очень трудно. Действие драмы «Лок» полностью происходит в машине, за рулём которой находится герой Тома Харди. Фильм был снят всего за пять ночей, двумя подходами за каждую ночь. BMW предоставил команде две машины, а вся езда снималась на реальной дороге — автомобиль «тащила» специальная платформа, которую крепилась к грузовику со съёмочной группой.
В салоне машины располагалось три камеры, которые снимали Харди с разных сторон. Каждый дубль длился 30 минут — ровно столько камеры могли быть включены без требования новой загрузки. Режиссёр и актёр могли общаться только в паузах между двумя такими длинными дублями, поэтому съёмке предшествовала пятидневная репетиция, где была проработана каждая мелочь.
Не менее амбиционная задача стояла перед режиссёром «Погребённого заживо» Родриго Кортесом — он первым в истории решил снять фильм, действие которого полностью происходит в гробу. Абсолютно все сцены фильма снимались вживую без применения графики. Причём почти всегда это были длинные планы по шесть минут. Актёр Райан Рейнольдс каждый вечер после съёмок уходил измождённым, потому что его на самом деле заколачивали в тесном душном ящике. Всего таких гробов было семь: все были разного размера и использовались для конкретных целей. Например, ящик с разбирающимися стенками, который был нужен, чтобы снять круговой кадр.
Когда же ящик был собран, внутри царила кромешная тьма — камера и оборудование плотно прилегали к задней стенке. Поэтому съёмочная группа использовала разные ухищрения для света помимо находящихся в кадре телефона и зажигалки: миниатюрные лампы, светящиеся палочки и фонарики. Чаще всего сцены с зажигалкой снимали без дополнительных ухищрений, потому что вживую невозможно воссоздать свет «танцующего» пламени.
Родриго Кортес:

"Всё должно исходить из истории. Важное замечание: не думайте о здравом смысле. Если вы полагаетесь на здравый смысл, то сразу понимаете, что невозможно снять фильм в ящике. Сделать 94-минутный фильм внутри коробки невозможно, но вы должны продолжать делать всё возможное для этого.

Вы должны сосредоточиться на сюжете и на эмоциях, которые вы хотите заставить почувствовать зрителей, и лишь затем думать о кинематографических инструментах, которые вам нужны, чтобы получить эти эмоции. Но не думайте о самом ящике. Если вы думаете о нём, значит собираетесь ограничить себя и сосредоточиться на ограничениях. Не стоит этого делать. "

Источник

Вариант 5: Устройте перфоманс

В конце концов, кино не обязательно должно быть традиционным и сюжетным. В историю часто попадают те, кто нарушает правила. Как, например, Энди Уорхол, который восемь часов одним фиксированным планом снимал из окна Эмпайр-стэйт-билдинг. Теперь об «Эмпайр» вспоминают как об одном из ярчайших перфомансов художника, а философы и культурологи интерпретируют его до сих пор. Сам же Уорхол называл свой фильм «восьмичасовой эрекцией» и «самым длинным порно в истории».
Аналогичными почти лишёнными активности фильмами, вроде «Спи», «Поцелуй» и «Минет», Уорхол деконструировал кинематограф и разрушал его правила. Как оказалось, для столь мощного и увековеченного эстетического жеста хватает самого минимума средств: камеры, нескольких непрофессиональных актёров и провокационной идеи. Самоизоляция —отличное время, чтобы придумать что-то столь же революционное и необычное. Почти все примеры выше подтверждают, что у кино нет никаких рамок, а создавать важные и яркие произведения возможно даже в пределах комнаты.
Понравилась статья?
Хочешь получать лучшие статьи
от XyZ раз в неделю?
Подпишись на рассылку XyZ
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных